Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звёзды.
Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё.
Умение ставить разумные вопросы — признак ума и проницательности.
Мужчина ревнует, когда любит; женщина — даже когда не любит, потому что поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга её поклонников.
Характер состоит в способности действовать согласно принципам.
Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей.
Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.
Имей мужество пользоваться СВОИМ умом.
Относись к человеку всегда как к цели и никогда — как к средству.
Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.
Счастье есть идеал не разума, а воображения.
Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остается наедине со злодеем.
Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает.
Der Krieg ist darin schlimm, dass er mehr böse Menschen macht, als er deren wegnimmt.
Если наказывать ребёнка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя — как на жертвы раздражения того, кто наказывает.
Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого.
Время — эмпирически реально и трансцендентально идеально.
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Мыслить — значит беседовать с самим собой.
Чем больше привычек, тем меньше свободы.
Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
Цветы — это свободная красота в природе.
Кто не умеет сдерживать своей фантазии — тот фантазёр; у кого необузданная фантазия соединяется с идеями добра — тот энтузиаст; у кого беспорядочная фантазия — тот мечтатель.
Из всех сил, подчинённых государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру.
В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность.
Только постоянное изменяется; изменчивое подвергается не изменению, а только смене.
В нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям.
Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.
Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.
Царство Божие придёт к нам только тогда, когда церковная вера с чудесами, таинствами и обрядами заменится верой разумной, без чудес, таинств и обрядов. Время это приближается. Вера эта ещё в зародыше. Но зародыш не может не разрастаться.
Смерть догмы — это рождение реальности.
Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины — сказать, что она безобразна.
Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».
Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете.
Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.
Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.
Страсть к расширению знания, увлеченная доказательством могущества разума, не признает никаких границ.
В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.
Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.
Страдание – это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нем мы чувствуем нашу жизнь; без него наступило бы состояние безжизненности. Кого же, наконец, не может побудить к деятельности никакое положительное страдание, на того негативное [страдание], [т. е.] скука как отсутствие ощущений, которое человек, привыкший к их смене, замечает в себе, стремясь чем–нибудь занять свой жизненный импульс, часто оказывает такое действие, что он чувствует себя побужденным лучше сделать что–нибудь себе во вред, чем ничего не делать.