Смерть не есть зло. — Ты спросишь, что она такое? — Единственное, в чём весь род людской равноправен.
Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится.
Поздно быть бережливым, когда осталось на донышке.
Часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую.
Достиг вершины тот, кто знает, чему радоваться.
Не та красива, у которой хвалят руку или ногу; а та, у кого весь облик не позволит восхищаться отдельными чертами.
Наша ошибка в том, что мы смотрим на смерть как на будущее событие. Большая часть смерти уже наступила: то, что за нами, в её владении.
(Смерть мы видим впереди; а большая часть её у нас за плечами, — ведь сколько лет жизни минуло, всё принадлежит смерти.)
Жизнь, как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.
Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство.
Жизнь любого занята завтрашним днем. Люди не живут, а собираются жить.
Выбирать можно только между лишними вещами.
Наибольшую часть жизни мы тратим на ошибки и дурные поступки, немалую — на безделье, и почти всю жизнь — не на те дела, что нужно.
Звери бегут только при виде опасностей, а убежав от них, больше не испытывают страха. Нас же мучит и будущее и прошедшее. Из наших благ многие нам вредят: так память возвращает нас к пережитым мукам страха, а предвиденье предвосхищает муки будущие.
Долог путь поучения, короток и успешен путь примеров.
(Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров.)
Кто из нас не преувеличивает своих страданий и не обманывает самого себя?
Доводы разума: на взгляд они невелики, но растут по мере того, как делают свое дело. Сказано немного, однако сказанное, если западет в душу, крепнет и дает всходы. Повторяю, тот же удел у наставлений, что и у семян: короткие, они многое могут, лишь бы только им попасть, как я говорил, в подходящую душу, способную их принять. А она сама принесет плоды, возвратив полученное сторицей.
В слезах мы ищем доказательства горя и не столько следуем влечению скорби, сколько показываем ее другим.
(Мы ищем в слезах доказательства нашей тоски и не подчиняемся скорби, а выставляем ее напоказ.)
Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим.
Кто имеет много, тот желает еще больше, – а это доказывает, что он имеет меньше, чем ему хочется. А у кого есть, сколько хочется, тот достиг цели.
Величайший изъян жизни — вечная её незавершённость из-за нашей привычки откладывать со дня на день. Кто каждый вечер заканчивает дело своей жизни, тому время не нужно.
За то дело, исход которого неясен, следует браться почаще, чтобы когда-нибудь оно вышло.
Свойство глупцов – делать всякое дело вяло и неохотно.
Уча других, мы учимся сами.
Наступит время, когда тщательные и продолжительные исследования прольют свет на вещи, пока скрытые от нас. Одной жизни, пусть даже полностью посвященной небу, недостаточно для изучения столь обширного предмета <...> Это знание будет открыто лишь по прошествии многих веков. И настанет пора, когда наши потомки удивятся тому, что мы не знали вещей, совершенно очевидных для них <...> Многие открытия отложены на будущие столетия, когда память о нас сотрется. Наш мир окажется жалким недоразумением, если каждому веку в нем не найдется что исследовать <...> Природа не раскрывает свои тайны сразу и навсегда.
Воздержанность — это добровольная бедность.
Живи с людьми так, будто на тебя смотрит Бог, говори с Богом так, будто тебя слушают люди.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.