Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью.
Смерть – это не самое худшее, что может произойти с человеком.
Заботясь о счастье других, мы находим своё собcтвенное.
Истинна древняя пословица, что равенство создаёт дружбу.
Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.
Бояться смерти — это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она — величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество — воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?
Конец войны видели только мёртвые.
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и всё что угодно, но только не себя самих.
Хорошее начало — половина дела.
Книга — немой учитель.
Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти.
Нет человеческой души, которая выдержит искушение властью.
Любовь — это долгая, тяжелая работа...
Какой-то страшный, дикий и беззаконный вид желаний таится внутри каждого человека, даже в тех из нас, что кажутся вполне умеренными; это-то и обнаруживается в сновидениях.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
(Музыка — это моральный закон. Она дает душу вселенной, крылья уму, полет воображению; музыка придает очарование всему бытию.)
Надежды — сны бодрствующих.
Хороший человек — тот, кто способен платить другому добром.
Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний ещё хуже.
Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.
Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.
Основа всякой мудрости — есть терпение.
Каждый человек, кого коснется Эрот, становится поэтом, хотя бы дотоле он и был чужд Музам.
Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.
Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.
Сумасшествие дало человечеству величайшие блага.
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Наилучшее воспитание молодых людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а в явном для всех осуществлении в собственной жизни того, что внушается другому.
Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели.
В серьёзных делах надо быть серьёзным, а в несерьёзных — не надо.
О любом деле можно сказать, что само по себе оно не бывает ни прекрасным, ни безобразным. Например, всё, что мы делаем сейчас, пьём ли, поём ли или беседуем, прекрасно не само по себе, а смотря по тому, как это делается, как происходит: если дело делается прекрасно и правильно, оно становится прекрасным, а если неправильно, то, наоборот, безобразным.
Покажи мне свою немногословность, а многословие покажешь в другой раз.
Самое великое зло — это господство страсти, когда душа дичает от вожделений.
Лишь в совершенном государстве граждане могут быть совершенными.
Что есть глаза для тела, то и познание для духа.
Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.
Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.
Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых.