Не отказывай сразу, пусть разочарование приходит по капле.
Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.
Штука не в том, чтобы тебя при входе приветствовала толпа — приятно войти всякий сумеет, — но чтобы о твоем уходе жалели. Счастье редко сопутствует уходящим: оно радушно встречает и равнодушно провожает.
Худшие враги — из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым, по наиболее уязвимому месту.
Одни друзья хороши вдали, другие — вблизи; тот, кто не очень пригоден для беседы, бывает превосходен в переписке. Расстояние сглаживает изъяны, невыносимые при близком общении.
Старайся не прослыть обманщиком, хоть сегодня и невозможно прожить, не будучи таковым. Самая большая твоя хитрость должна состоять в том, чтобы не показать свою хитрость.
Возможные горести превратить в радости — значит уметь жить.
Лёгким кажется слово тому, кто его бросит, но тяжёлым тому, в кого угодит.
Кого ничто не сердит, у того нет сердца, а бесчувственный не может быть личностью.
Некоторые ценят книги по их объему, точно написаны они для упражнения рук, а не ума.
Не всякую правду сказать можно: об одной умолчи ради себя, о другой — ради другого.
За легкое дело берись как за трудное, а за трудное — как за лёгкое. В первом случае, дабы уверенность не перешла в беспечность; во втором, неуверенность — в робость. Вернейший путь не сделать дело — заранее считать его завершённым.
От брака фантазии с желанием рождается нечто большее, чем дозволяет жизнь.
Надежда — мастерица подделывать истину.
Так много надо знать, так мало дано жить, а жизнь без знания — не жизнь.
Две вещи быстро приканчивают человека: глупость и распутство. Одни потеряли жизнь потому, что хранить её не умели, и другие — потому, что не хотели.
Глуп, кто глупцов не узнает, и ещё глупее тот, кто, распознав, от них не уходит.
Понимать жизнь и разбираться в людях — далеко не одно и то же. Великая премудрость — постигать характеры и улавливать настроения.
Презрения достоин высокий ум, примененный для низких целей.
Никогда не действуй в пылу страстей — все сделаешь не так.
Многие не теряют разума лишь потому, что его не имеют.
В двадцать лет царит чувство, в тридцать — талант, в сорок — разум.
Всегда и во всем впереди шествует Ложь, увлекая глупцов пошлой своей крикливостью. Последнею и поздно приходит Правда, плетясь вслед за хромым Временем.
Благоразумие в беседе важней, чем красноречие.
Когда ведешь разговор или спор, веди его так, как если бы ты играл в шахматы.
Дабы в беседе быть приятным, приноравливайся к характеру и уму собеседников. Не строй из себя цензора чужих слов и выражений, иначе тебя сочтут педантом; тем более не придирайся к мыслям и суждениям, а то тебя будут избегать, даже вовсе от тебя отвернутся.
Порядочность обнаруживается в речах, но куда вернее — в делах.
Тщеславная суетливость всегда несносна, в делах же смехотворна.
Молчание — алтарь осторожности.
Не желай своим друзьям великих удач, если не хочешь их потерять.
Из сострадания к неудачнику не навлекать на себя немилость удачливого. Счастье одних нередко зиждется на несчастье других; не будь поверженных, не было бы и вознесенных. Неудачники обычно внушают жалость — этой жалкой милостыней мы как бы возмещаем немилость Фортуны.
Иные могли бы стать учёными, если бы не думали, что уже стали ими.
Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.
Будь искусен в гневе. Коль возможно, пусть трезвое размышление предотвратит грубую вспышку — для благоразумного это нетрудно. Первый шаг овладения гневом — заметить, что поддаешься ему, тем самым взять верх над возбуждением, определяя, до какой точки — и не дальше — должен дойти гнев; думая об этом, ты, охваченный гневом, уже остываешь. Умей пристойно и вовремя остановиться — трудней всего остановить коня на всем скаку. Подлинное испытание здравомыслия — даже в приступах безумия сохранять рассудок. Избыток страсти всегда отклоняет от верного пути: памятуя об этом, ты никогда не нарушишь справедливости, не преступишь границ благоразумия. Только обуздывая страсть, сохранишь над нею власть — и тогда ты будешь первым «благоразумным на коне», если не единственным.
Огласить замысел — погубить его: тогда в нём загодя находят недостатки, а потерпит неудачу — окажется злосчастным вдвойне.
О человеке судят по его друзьям.