Цитаты авторства Клод Адриан Гельвеций

Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.
Чему учит нас история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.
Отождествлять Бога и нравственность – значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей.
Когда ум рассматривает предмет лишь в общих чертах, то в них видно только смещение непостижимых затруднений и неясностей. Но это лишь порождаемые ленью призраки, населяющие этот мрак. Внесите туда лучи размышления, и все, что было неясным, станет ясным.
Большинство авторов ведут себя в своих сочинениях, как светские люди за беседой: заняты только тем, чтобы нравиться. Они мало заботятся о том, как достигнуть этого — ложью или истиной.
Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками.
Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.
Мудрец более твёрд и счастлив в беде, чем великие мира сего в роскоши и довольстве.
<...> чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума.
Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.
Если кто-нибудь ищет общества образованных людей, если он живет обыкновенно с людьми, превосходящими его по уму, то он становится от этого просвещеннее.
Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.
Власть священника зависит от суеверия и тупой доверчивости народов. Ему вовсе не нужно, чтобы они были просвещенными. Чем меньше они знают, тем более покорны его решениям.
Разбойник с большой дороги, участвует ли он в шайке или грабит в одиночку, равно остается грабителем; и страна, затевающая войну, есть не что иное, как большая шайка грабителей.
Постоянно спорят о том, что следует называть умом: каждый дает свое определение; с этим словом связывают различный смысл, и все говорят, не понимая друг друга.
Часто жертвуют величайшими радостями жизни, чтобы гордиться тем, что они принесены в жертву.
Заблуждения порой таковы, что их построение требует больше соображения и ума, чем открытие истины.