Тот, кто постоянно сдерживает себя, всегда несчастен из страха быть несчастным иногда.
Желание есть движущая сила души; душа, лишенная желаний, застаивается. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым.
Чтобы удивиться, достаточно одной минуты. Чтобы сделать удивительную вещь, нужны многие годы.
Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.
Сила духа увеличивается лишь путем отказа от вещей.
Чтобы передать свои мысли требуется больше ума, чем, чтобы иметь их.
Чтобы мысли были прекрасны, они не должны быть растворены в большом количестве слов.
Верный способ судить о характере и уме человека по выбору им книг и друзей.
Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.
Истину можно найти только в запрещенных книгах. В остальных — лгут.
Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла.
Всякий религиозный догмат – это зародыш преступлений и раздоров между людьми.
Чему учит нас история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.
Отождествлять Бога и нравственность – значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей.
Знания людей всегда соразмерны их желанию учиться.
Несчастные люди прирождённые враги счастливого человека и ставят ему его счастье в преступление.
Чтобы вбить в голову некоторое количество истин, из неё приходится часто выбить такое же количество заблуждений.
Умы тех, кто хочет знать и слушать все различные мнения, гораздо больше способны к познанию истины.
Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.
Гуманность в человеке есть результат воспоминания о страданиях, которые ему знакомы либо по собственному опыту, либо по опыту других людей.
Когда ум рассматривает предмет лишь в общих чертах, то в них видно только смещение непостижимых затруднений и неясностей. Но это лишь порождаемые ленью призраки, населяющие этот мрак. Внесите туда лучи размышления, и все, что было неясным, станет ясным.
Задача искусства — волновать сердца.
Большинство авторов ведут себя в своих сочинениях, как светские люди за беседой: заняты только тем, чтобы нравиться. Они мало заботятся о том, как достигнуть этого — ложью или истиной.
Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками.
Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.
Мудрец более твёрд и счастлив в беде, чем великие мира сего в роскоши и довольстве.
Что предпочтительнее в короле — справедливость или доброта?
<...> чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума.
Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.
Если кто-нибудь ищет общества образованных людей, если он живет обыкновенно с людьми, превосходящими его по уму, то он становится от этого просвещеннее.
Полное невежество приводит к полному тупоумию.
Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.
Власть священника зависит от суеверия и тупой доверчивости народов. Ему вовсе не нужно, чтобы они были просвещенными. Чем меньше они знают, тем более покорны его решениям.
Разбойник с большой дороги, участвует ли он в шайке или грабит в одиночку, равно остается грабителем; и страна, затевающая войну, есть не что иное, как большая шайка грабителей.
Постоянно спорят о том, что следует называть умом: каждый дает свое определение; с этим словом связывают различный смысл, и все говорят, не понимая друг друга.
Часто жертвуют величайшими радостями жизни, чтобы гордиться тем, что они принесены в жертву.
Ум начинается там, где кончается здравый смысл.
Желания — это цветы любви, а наслаждения — ее плоды.
Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви.
Заблуждения порой таковы, что их построение требует больше соображения и ума, чем открытие истины.