Если Смит доказал, что государства могут разбогатеть за счет экономии, то Рэй установил, что государства могут экономить только при условии, что их жители способны в чем-то себя ограничивать. И с этим не поспоришь – каждый, кто хоть раз в жизни пытался стать богаче, счастливее или стройнее, знает, что секрет успеха в сдержанности.
Выход: смиритесь. Экономисты говорят, что в условиях рыночной экономики людям неизбежно приходится выбирать между справедливостью – или тем, что честно, – и эффективностью – то есть оптимальным распределением ресурсов. Не все могут разбогатеть, хотя это и несправедливо. Одним людям суждено создать свой бизнес, а другим – всю жизнь корпеть в отделе обработки корреспонденции. Одни люди добиваются работы мечты, а другие сидят дома и воспитывают детей.
Оказывается, в некоторых случаях материальное вознаграждение отбивает у людей желание трудиться – в первую очередь это касается волонтерской работы и успешной учебы.
Типичный график «труд – досуг» иллюстрирует соотношение базовых экономических понятий: чем больше вы работаете (труд), тем больше получаете денег, но тем меньше у вас остается свободного времени (досуг).
В браке, как и в экономике, за непрозрачностью могут скрываться грядущие беды. Если вы никогда честно и откровенно не обсуждаете свои тусклые половые отношения, они превратятся в табу – То-о-чем-нельзя-говорить. И уже никогда не наладятся.
А когда в вашей семье устанавливается высокий тариф на секс, вы делаете выбор в пользу бессмысленного вечера у телевизора в компании пончиков с джемом. Важный момент: под «тарифом на секс» мы не подразумеваем буквальное денежное вознаграждение. Мы имеем в виду то, чем вам лично приходится ради него жертвовать: 15 минутами сна, которого вам и так катастрофически не хватает, электронными письмами, оставшимися без ответа, полуночной пробежкой до супермаркета, чтобы купить малышу Джонни яблочное пюре на завтра.
Экономисты охарактеризовали бы поведение Роба и Эллен как «тяготение к статус-кво» – отдельный «вид» неприятия потерь, который заставляет нас предпочитать все старое и хорошо знакомое новому и незнакомому. Любые перемены влекут за собой потери, а наше суетное сознание не хочет их принимать.
И в теории игр, и в браке более заманчивой всегда кажется некооперативная стратегия; и в теории игр, и в браке ко всеобщему благоденствию приводит, как правило, кооперативная стратегия.
Наиглавнейший инструмент самоограничения: брак! Если вы еще не заметили, брачное свидетельство создано как раз для того, чтобы обязать вас выполнять свои обязательства.
«Гиперболическое дисконтирование». <...> По сути это значит следующее: мы ценим блага, которых можем достичь в будущем, значительно меньше, чем те, что можем получить в настоящем. Поэтому нам очень сложно устоять перед соблазном насладиться тем, что предлагается нам прямо сейчас, даже если мы отдаем себе отчет в неразумности такого поступка.
«Межвременной выбор» – это термин, которым экономисты обозначают решения, принимаемые нами в настоящем, но очень значимые для будущего.
Для того чтобы все были довольны, не обязательно делить все поровну. Возможны любые другие соотношения: и 60/40, и 70/30, и даже 99/1 – все зависит от ситуации, людей и их готовности отложить калькулятор и научиться давать и брать столько, сколько действительно нужно, а не столько, сколько им кажется «правильным».
Теория игр как раз очень наглядно демонстрирует одну простую истину: в отношениях невозможно получить все, поэтому нацеливаться надо на все то, что возможно в данных обстоятельствах.
Как выяснил Кеннет Эрроу, при отсутствии неприятных последствий у нас появляется мотивация вести себя безответственно.
Чем чаще Дэйв говорил, что все нормально, но вел себя так, как будто все ненормально, тем больше вариантов объяснения его выкрутасов – один другого страшнее – придумывала Кейт. Да и кто бы на ее месте не стал себя накручивать? Самым простым решением – простым для всех, кроме, конечно, самого Дэйва, – было, чтобы Дэйв прямо и откровенно высказался.
Сегодня, по мнению экономистов Бетси Стивенсон и Джастина Уолферса, [семаья] стала постепенно превращаться «из союза для совместного производства в союз ради совместного потребления».