Покаяние имеет большое количество значений. Но если мы говорим о покаянии в религиозном смысле, то покаяние не есть признание грехов. Признание грехов — это путь к покаянию. А покаяние — это обновление. Когда человек кается, он говорит: я стал другим.
— Кто такой Мастер?
— Недогений. Мы можем сказать про рабочего поэта «он мастер стихосложения». Но мы не можем сказать про Пушкина «Он мастер стихосложения». Про Моцарта мы не можем сказать «он мастер музыки». Мастер — это человек, которому не удалось стать гением. Это если смотреть сверху. Можно посмотреть снизу. Тогда надо уже определять, что такое мастерство. Мастер — это человек, в работе которого нет божьей искры. Когда появляется божья искра, тогда он уже не мастер, а гений. И его уже не называют мастером. А вот когда человек всю жизнь классно делает табуретки, и он их делает здорово, и все знают, что с трех ударов молотка… Вот это мастер. А когда человек вдруг из табуретки сделал лодку, то это уже гений.
Известно, что мастер — это человек, который по определенной дороге доходит дальше всех. А гений — это тот, кто идет по такой дороге, по которой никто не ходил.
Пять процентов населения мира занимается любимым делом, девяносто пять что делают? Зарабатывают деньги! В России давно есть национальная идея надо заработать как можно больше! <...> Есть учёные, есть потрясающие учёные, есть Карен Шахназаров, замечательный режиссёр, который вряд ли снимает фильмы, движимый этой идеей, но это — пять процентов, а девяносто пять процентов — это люди, не нашедшие себя. Люди, не нашедшие себя, начинают зарабатывать деньги.
Мы — православные люди, очень любим терпеть, но жизнь в терпении никогда не приносит счастья. Когда человек не живет, а терпит, это ненормальная ситуация, которую нужно всеми способами стараться изменить. Потому что она, все равно, сама изменится.
К каждому дню надо относиться, как к первому дню будущего.
Терпеть — это противоестественная вещь, потому что человек рожден, чтобы жить хорошо, а не плохо. Я так считаю.