— Слушайте, а почему вы называете меня Иваном?
— А для меня все русские — Иваны. Ну это замечательно, когда нацию определяют именем. Нас, например, Джонами никто не называет. А жаль.
— Почему?
— Потому что мы идём в раскосяк, каждый сам по себе. У нас нет общей устремлённости, а вы — монолит, как вам скажут, так вы и делаете.
— Пол, нельзя считать нацию сборищем баранов, бессловесно исполняющих приказы. Почитайте русскую литературу. Толстого, Достоевского...
— Литература врёт всё, врёт. Почитайте Диккенса, так получается, что англичане самая сентиментальная нация на земле, а они в это время в колониях из пушек людей расстреливали. Мопассан правду писал о французах. Помните? Брат брату руку оттяпал, только для того, чтобы сохранить рыбацкую сеть, а мы всё говорим — французская лёгкость, французская лёгкость... Французы самый меркантильный народ на земле. А немцы? Гёте с его «Страданиями Вертера». Соотечественники его в Майданеке людей сжигали...
— Немецкий концлагерь, это, знаете, изобретение особое, можно сказать — на научной основе. Если у человека есть вера или, чего доброго, убеждения — их можно вытравить, надо только заставить его жить инстинктами, довести до уровня животного, тогда... И доводили. Так что, остаться в лагере человеком, я вам скажу, было непросто.
— Но можно. Вы ведь сами рассказывали?
— Можно, конечно, можно. Но, знаете, на этот счёт у меня своё мнение: просто кому-то дано выстоять, а кому-то — нет. И всё.
В наш стремительный век только женщина осталась символом надёжности и красоты.
А я, между прочим, к понятию рассудочность отношусь хорошо. Именно рассудок приводит к единству всё разнообразие наших мнений.