Цитаты авторства Ринпоче Наванг Гехлек

Насколько оправданно понятие «друг»? И насколько оправданно понятие «враг»? Предположим, кто-то переходит улицу и чуть не попадает под машину. Разве сейчас, когда чья-то жизнь может оборваться, словно сон, стоит питать ненависть к кому бы то ни было? И стоит ли цепляться за привязанность? Перед лицом смерти все наши привязанности, предубеждения и ссоры теряют смысл. Различие между мной и человеком под колесами автомобиля лишь в том, что он только что отчетливо осознал неизбежность конца, а я нет. Сейчас или позже, но это случится и с ним, и со мной. Смерть может прийти через год, но она может прийти и завтра. Если я понимаю, что все равно буду вынужден оставить все и расстаться со всеми, то имеет ли смысл ненавидеть или привязываться?
Если ваша любовь чиста, вы хотите, чтобы любимый человек был счастлив, даже если в его счастье в конце концов не окажется места для вас самих. Вы поступаете так, как будет лучше для него, и, может быть, не так, как было бы лучше для вас. Таковы величие и подлинная свобода любви. И есть нечистая эгоистичная любовь, которая говорит: «Это должно быть моим, и ничьим больше. Если я не получу это, оно никому и ни за что не достанется!» Нечистая любовь приносит несчастье.
Под привязанностью я подразумеваю неотступное желание, устремленность к вожделенному объекту и навязчивое стремление к обладанию. Как только вы соединяетесь с объектом своей привязанности, ваше «Я» начинает всецело зависеть от него. Чем бы ни был этот объект — другим человеком, работой или же вещью, даже при мысли о его потере у вас может заболеть сердце.
Сначала подумайте о самом страдании, — можете ли вы его избежать? Если да, приложите все усилия, чтобы сделать это. Но если страдание неотвратимо, зачем горевать? Ведь огорчение только добавит вам лишнее горе.
Согласно теории относительности Эйнштейна, постоянной и объективной реальности не существует в природе. Реальность зависит от точки зрения того, кто наблюдает, и от направления движения и скорости того, что является объектом наблюдения.
Истинное терпение предполагает стремление не причинять вреда, и заботу о себе и ближних. Такое терпение есть состояние ума, в котором вы не испытываете обиды на людей. Это то, что дает силу, воодушевление, целеустремленность и сосредоточенность.
Гнев — это состояние ума, в котором мы хотим причинять вред и наносить обиды. Терпение — это состояние ума, в котором мы удерживаемся от того, чтобы причинять вред и наносить обиды. С гневом тяжелей всего совладать, терпение тяжелей всего развить. Но только терпение может победить гнев.
Если вы позволяете кому-то вредить вам, это не истинное терпение. Когда другие люди делают с вами все что угодно и вы терпите их выходки, вы выбиваете почву у себя из-под ног. Если кто-то причиняет вам вред и его не переубедить, приходится защищаться. Но даже и в этом случае не надо испытывать гнев. Следует защитить себя и никого не задеть. Иногда возникает необходимость останавливать людей. Но это не значит, что вы должны потерять терпение.