Цитаты персонажа Топоров

Так же как в одной поваренной книге говорится, что раки любят, чтоб  их варили живыми, он вполне был убежден, и не  в переносном  смысле,  как это выражение понималось в поваренной книге, а в прямом, — думал и говорил,  что народ любит быть суеверным.
     Он относился к поддерживаемой им религии так, как относится  куровод  к падали, которою он кормит своих кур: падаль очень неприятна, но куры любят и едят ее, и потому их надо кормить падалью.
     Разумеется, все эти Иверские, Казанские и Смоленские  —  очень  грубое идолопоклонство,  но народ  любит  это и верит  в это,  и поэтому  надо поддерживать эти суеверия. Так думал Топоров, не соображая  того,  что ему казалось, что народ любит суеверия только потому, что всегда  находились  и теперь находятся такие жестокие люди, каков  и был  он,  Топоров,  которые, просветившись, употребляют свой  свет  не на  то,  на что  они должны  бы употреблять его, — на помощь выбивающемуся из мрака  невежества  народу,  а только на то, чтобы закрепить его в нем.
Должность, которую занимал Топоров,  по назначению  своему  составляла внутреннее противоречие, не видеть  которое  мог только  человек  тупой  и
лишенный нравственного чувства. Топоров обладал обоими этими  отрицательными свойствами. Противоречие, заключавшееся в занимаемой им должности,  состояло в том, что назначение должности состояло в поддерживании и защите  внешними средствами, не исключая  и насилия,  той церкви,  которая  по своему  же определению установлена самим богом и не может быть поколеблена  ни вратами ада, ни какими бы то ни было человеческими усилиями. Это-то  божественное  и ничем не поколебимое божеское учреждение должно было поддерживать и защищать то человеческое  учреждение,  во главе  которого  стоял  Топоров  с своими чиновниками. Топоров не видел этого противоречия или не хотел его видеть  и потому очень серьезно был озабочен тем, чтобы  какой-нибудь  ксендз,  пастор или сектант не разрушил ту церковь, которую  не могут  одолеть  врата  ада. Топоров, как и все люди, лишенные основного религиозного  чувства,  сознанья равенства и братства людей, был вполне уверен, что народ состоит из существ совершенно других, чем он сам, и что для народа  необходимо  нужно  то,  без чего он очень хорошо может обходиться. Сам он в глубине души ни во  что не верил и находил такое состояние очень удобным и приятным, но боялся, как бы народ не пришел в такое же состояние, и считал, как он говорил,  священной своей обязанностью спасать от этого народ.